К вопросу о переходе

Авторская колонка Юлии Лебедовой о расширении возможностей по социальной адаптации
человека
Современное общество все еще скептически относится к гендерно-неконформным людям и смотрит на них свысока, с позиции старшего товарища, считающего своим долгом сохранять традиции и статус-кво во всех вопросах. Разумный традиционализм на межличностном уровне даёт большую стабильность и предсказуемость установления и развития отношений. Тем не менее, это подходит не всегда и не всем.

Рассматривая гендерное многообразие, мы видим две основные группы, признаваемые обществом: женщины и мужчины. Это традиционное деление основано на потенциале деторождения, но по по мере развития общества, повышения благосостояния, доступности медицины и программ социальной поддержки фактор деторождения всё меньше предопределяет образ жизни этих групп. Растёт число тех, кто готов отказываться от традиционной семьи как средства реализации потенциала продолжения рода и поддержки в преклонные годы.

9 вопросов трансфрендли эндокринологу про трансфеминный переход
Растёт число тех, кто готов отказываться от традиционной семьи как средства реализации потенциала продолжения рода и поддержки в преклонные годы.
Как результат мы видим постепенное снижение гендерного разрыва в доходах, расширение присутствия женщин в условно "мужских" профессиях, появление понятия "планирования семьи": увеличение среднего возраста рожающих женщин, более ответственное отношение к рождению и воспитанию ребенка, большее вовлечение мужчин в уход за детьми ("новое отцовство") - и другие изменения в мужских и женских социальных ролях.

В этой связи резонно задать вопрос: так ли необходима поляризация гендерных ролей или возможна более гибкая система социальной адаптации человека? Чтобы ответить на него, имеет смысл обратиться к другой традиции - привязывать биологический пол к определенной социальной (гендерной) роли. Когда женщина целиком фокусировалась на рождении и воспитании детей, не имея своих источников дохода, защита прав женщины (в традиционной связке "материнства и детства") была серьёзным достижением общества и фактором его стабилизации. Тем не менее, увеличение числа женщин, зарабатывающих деньги для семьи, и числа мужчин, занимающихся воспитанием детей, уже предполагает необходимость включения опыта этих людей в новую социальную модель и модернизацию традиций.

Одним из возможных путей модернизации является реализация гибкой системы прав, не зависящей от традиционной полоролевой модели общества. Сегодня права матерей уже осложняют жизнь конкретных людей, как мужчин, так и женщин. Например, при разводе детей чаще всего оставляют с матерью. Отцу нужно приложить немалые усилия для получения права опеки, даже если он имеет очень тесную эмоциональную связь с детьми и в состоянии о них позаботиться. Другой пример: получение отпуска по уходу за ребёнком для отца является непростым испытанием, даже если он берёт на себя основные обязанности по заботе о детях.

В свою очередь, список запрещенных для женщин профессий, ограничивающий их профессиональную самореализацию, обосновывается заботой государства о женском репродуктивном здоровье и отсылкой к стереотипам.

9 вопросов трансфрендли эндокринологу про трансфеминный переход
Социальный переход для гендерно-неконформных людей стоит рассматривать как персональный профиль.
И тут будет уместно перейти к основной теме статьи: социальному переходу для гендерно-неконформных людей. Хотя при рождении этих людей, как и всех остальных, включают в одну из двух поляризованных гендерных групп на основании биологического пола, сложно ожидать от них слепого и эффективного следования традиционным шаблонам поведения. Скорее гендерно-неконформный человек будет стремиться играть иную социальную роль, нежели предписывает традиция. Хотя это стремление не всегда сопровождается достаточной настойчивостью для получения нужных навыков, подобные попытки не должны быть отрицаемы обществом, а, напротив, должны поощряться для формирования более мотивированной и цельной личности.

Таким образом, социальный переход для гендерно-неконформных людей можно рассматривать как персональный профиль, позволяющий проверить возможность достижения своих целей. Подобный подход может облегчить принятие решений относительно дальнейших шагов, позволяющих более полно реализоваться в желаемой социальной роли, и уменьшит число ошибок самоидентификации. Замена социального перехода между гендерами на персональный профиль более полно защитит гендерно-неконформного человека, его интересы и права. Для гендерно-конформных людей это даст возможность более гибко взаимодействовать с социумом и государством при реализации своих прав.

Одним из способов защиты прав гендерно-неконформных людей может быть изменение паспортной системы с кодификацией наборов прав и обязанностей отдельного человека и процедурами внесения изменений в свой профиль. Подобный подход с отказом от традиционной маркировки наборов ролей будет способствовать повышению качества жизни всех людей и увеличению эффективности исполнения ими взятых на себя обязательств. Данный подход предполагает разработку процедуры подачи заявок на получение и/или отказ от тех или иных прав и обязанностей, и, в том числе, пробные периоды для оценки своих реальных желаний и возможностей.

В заключение хочу отметить, что социальный профиль сам по себе является универсальным решением проблем значительно более широкого круга людей: отцы смогут защитить свои права на уход за ребёнком; посещение больничных учреждений будет возможно не только для прямых родственников, но и для близких людей; законное имущественное партнёрство и наследование станет возможным за пределами брака и прямых родственных отношений; право работать на опасной профессии будет сознательным выбором и расширит профессиональные возможности женщин. Можно привести и множество других примеров для осознанного выбора гражданином своих прав и обязанностей из всех возможных.

Главный вопрос - готовы ли мы, как общество, признать каждого человека достаточно зрелым для принятия подобных решений.
Этот текст опубликован при поддержке Трансляции
Мы помогаем трансгендерным людям в России: психологическая поддержка, терапевтические группы и чаепития, а также обучение для помогающих практиков.