Новое немецкое исследование опровергает теорию аутогинефилии

Автор публикации Джек Молей (Jack Moley). Он объясняет, как именно новое исследование опровергает трансфобную теорию.
Публикацию для вас нашла психолог Трансляции Валя Гринченко,
перевела – Анита Йео.
Теория аутогинефилии, придуманная канадским ученым Реем Блэнчардом, звучала в дебатах вокруг трансгендерности с конца 1980-х годов. В настоящее время ее используют трансфобные активисты, чтобы поставить под вопрос правовое признание трансгендерных идентичностей. Новое немецкое исследование доказывает – и не в первый раз – что эта теория не имеет под собой реальной основы.
В теории Блэнчарда – трансженщины, которые любят мужчин, — это гомосексуальные мужчины, которые пытаются соблазнить гетеросексуальных мужчин, представляя им себя в качестве женщин.

Рисунок by Albert Koetsier
Очень краткое введение в теорию Блэнчарда о двух типах трансгендерных женщин
Теория Блэнчарда берет свое начало в идее конца 19 века, которая увязывала трансгендерность с гомосексуальностью.
Согласно этой идее, мужчина-гей имеет женскую сексуальность, а лесбиянка — мужскую. И поэтому, как говорят нам стереотипы, все геи манерные, а все лесбиянки — мужеподобные.
Очевидно, что это неверная, но четкая и простая для понимания модель. Таким образом, трансгендерные женщины были максимально женоподобными геями, а трансгендерные мужчины - максимально мужественными лесбиянками.
На этой идее основано выделение Блэнчардом «гомосексуальных транссексуалов» (далее - ГСТС). Трансженщины, которые любят мужчин, — это гомосексуальные мужчины, которые пытаются соблазнить гетеросексуальных мужчин, представляя им себя в качестве женщин.
Однако у этой модели была одна серьезная проблема: некоторых трансгендерных женщин привлекали вовсе не мужчины, а женщины.
Сексологи, следовавшие этой модели, попытались решить проблему, сосредоточившись на переодевании и выделив категорию «трансвеститов» – гетеросексуальных мужчин, которых возбуждало переодевание в женскую одежду, подобно тому, как некоторых возбуждает латекс или кожа. Поэтому они были отнесены к той же категории, что и другие сексуальные извращения («перверсии», говоря более научно).
Блэнчард также считал, что и геи, и трансгендерные люди психически больны, но трансгендерные женщины, которые любят женщин (включая тех, кого он называет «псевдобисексуальными»), больны вдвойне. В отличие от андрофильных (любящих мужчин) трансженщин, они, по мнению Блэнчарда, в основном влюблены в образ своего внутреннего женского «я». Они страдают от «эротической ошибки определения цели». Они – «аутогинефилы» (искаж. греч. «любовь к себе-женщине»).
Таким образом, Блэнчард расширил традиционную модель «трансвеститского фетишизма»: триггером является уже не женская одежда, а идея быть или стать женщиной.
Блэнчард считал, что трансгендерные женщины, которые любят женщин, влюблены в образ своего внутреннего женского «я».

Рисунок by Albert Koetsier

Стоит заметить, что эта модель основана на одной очень важной предпосылке: причины трансгендерной идентичности у людей из двух категорий (ГСТС и аутогинефилы) являются совершенно разными. У этих женщин не может быть ничего общего, кроме желания жить как женщины.

Если же между ними есть совпадение, модель Блэнчарда теряет свою объяснительную силу. Гендерная идентичность андрофильных (любящих мужчин) трансженщин больше не может быть сведена к влиянию их сексуальной ориентации. Гендерная идентичность гинефильных (любящих женщин) трансженщин не может быть вызвана «ошибкой определения эротической цели». Вместо этого придется найти другой фактор (или факторы), объясняющий их гендерные различия.

Большинство транс-женщин заявило, что потеря способности испытывать сексуальное возбуждение в процессе перехода не имеет для них большого значения или вообще не имеет значения.

Рисунок by Albert Koetsier

Немецкие ученые - Елена С. Лаубе, Маттиас К. Ауэр, Сара Бидерманн, Йоханна Шрёдер, Тимо О. Нидер, Пеер Брикен, Йоханнес Фусс и Томас Хильдебрандт – очень внимательно рассмотрели теорию Блэнчарда.

В статье «Сексуальное поведение, желание и психосексуальный опыт гинефильных и андрофильных трансженщин: перекрестное мультицентричное исследование» («Журнал о сексуальной медицине») они использовали новые данные, полученные от 189 трансженщин, испытывающих гендерную дисфорию, через четыре немецких клиники, изучающих здоровье трансгендерных людей.

Исследователи утверждают, что если теория Блэнчарда верна, то должны подтвердиться следующие гипотезы (представлены ниже).

Давайте же взглянем на результаты исследования, гипотеза за гипотезой.
Назад
Назад
Нет никаких различий между различными группами трансгендерных женщин в отношении их сексуального опыта. Однако влияние социальной трансфобии, гомофобии, бифобии и сексизма на всех них очевидно.

Рисунок by Albert Koetsier

Вывод
Хотя между группами есть различия (особенно между исключительно гинефильными и андрофильными транс-женщинами), часть из которых можно интерпретировать как соответствующие теории аутогинефилии Блэнчарда, общее впечатление, полученное из данных исследования, заключается в том, что сексуальность его участниц очень разнообразна.
И это, как представляется, самый важный урок, который необходимо усвоить: теория Блэнчарда упрощает ситуацию до состояния абсурда, его модель требует, чтобы две группы трансгендерных женщин были четко различимы и практически не пересекались. Однако немецкое исследование доказывает, что между этими группами есть лишь небольшие различия и много совпадений. Другими словами, доказывает ложность теории Блэнчарда. С научной точки зрения она мертва.
Это не означает, что не существует различий между гомо-, гетеро- и бисексуальными трансгендерными женщинами, подобных тем, что существуют между гомо-, гетеро- и бисексуальными цисженщинами. Конечно, они есть, и их стоит обсуждать! Но это и другие исследования показывают, что нельзя использовать эти различия, чтобы разделять трансженщин на две отдельные категории в зависимости от причин их гендерной дисфории.
Эти различия также не позволяют выделить группу трансгендерных женщин на основе их «перверсии», учитывая значительные пересечения с цисгендерной сексуальной сферой. Цисженщины точно так же мастурбируют, имеют аутоэротические фантазии и возбуждаются, когда их воспринимают как сексуально привлекательных.
Как заключают ученые, в целом, результаты данного исследования не могут предоставить никаких доказательств гипотезы о том, что сексуальное поведение, желание и психосексуальный опыт существенно различаются у гинефильных и андрофильных трансженщин.
Я часто говорю, что трансгендерные люди так же склонны к сексуальным девиациям, как и цисгендерные, но их идентичность к этому не сводится. Женщина, которой нравится БДСМ, остается женщиной, независимо от того, цис она или транс.
Единственное серьезное различие – возбуждение от переодевания
Блэнчард отрицал существование трансгендерных мужчин-геев. Поэтому, когда некоторые трансфобы осознали, что гомосексуальные трансмужчины действительно существуют, они не увидели в этом доказательства того, что модель Блэнчарда была ошибочной (а она была, учитывая, что он считает «аутогинефилию» выражением типично мужской сексуальности). Вместо этого некоторые из них расширили концепт аутогинефилии, включив в нее женщин и назвав это «аутоандрофилией». Теперь появились и женщины-извращенки.
Пожалуй, можно назвать это своего рода печальной победой гендерного равенства.
В этот раз трансфобы, без сомнения, будут хвататься за единственное существенное отличие, обнаруженное в исследовании, а именно то, что гинефильные трансженщины более склонны возбуждаться от переодевания. Им придется отказаться от строгой типологии двух категорий, но они все еще смогут верить, что гинефильные трансженщины более «извращены», чем андрофильные.
По моему опыту, трансфобные активисты склонны менять правила по ходу игры, когда их любимая теория оказывается развенчана.
Хорошие ученые знают – что касается человеческих явлений, закономерности, наблюдаемые в популяции в целом, обычно не применимы ко всем индивидуумам.

Рисунок by Albert Koetsier

Таблица 2 в исследовании показывает большую разницу в возбуждении от переодевания в одежду другого гендера между андрофильными, гинефильными и амбифильными группами. Это исследование не «разоблачает», а в некоторой степени подтверждает классификацию Блэнчарда на два типа и в любом случае не разработано таким образом, чтобы его можно было однозначно доказать или опровергнуть.
И действительно, это уже происходит.
Когда я поделился этим исследованием на Reddit, то вскоре получил следующий комментарий от пользователя SorryDadImGay:
Однако исследование не поддерживает двухтипную классификацию Блэнчарда и было специально разработано, чтобы либо подтвердить, либо опровергнуть его. Так почему же SorryDadImGay не может этого признать?
Для такого отрицания может быть много причин.
Здесь происходит смешение макроуровня (наблюдение за трансгендерными женщинами в целом) и микроуровня (наблюдение за отдельными трансгендерными женщинами). Хорошие ученые знают, что в том, что касается человеческих явлений, закономерности, наблюдаемые в популяции в целом, обычно не применимы ко всем индивидуумам. Да, мужчины чаще бывают выше женщин, но это не значит, что высоких женщин не бывает. А высокие женщины — не мужчины просто от того факта, что они высокие.
Теория Блэнчарда требует, чтобы все трансженщины, принадлежащие к одной из двух групп, обладали всеми важными свойствами этой группы. Все гинефильные трансженщины должны страдать от «эротической ошибки определения цели», и ни одна из андрофильных трансженщин не может возбуждаться от идеи быть сексуальной женщиной. Этого требует его объяснение, почему они стали теми или иными.
Разница в «возбуждении от переодевания между андрофильными, гинефильными и амбифильными группами» не подтверждает его теорию. В ней нет оттенков серого. Как выразился ученый Джейми Вил, Блэнчард оперирует категориями, а не измерениями.
Но я подозреваю, что он не понимает научных последствий для теории, которая требует двух совершенно разных объяснений того, что очевидно представляет собой одно явление.
Основная модель понимания трансгендерной идентичности в наши дни не сводится к разделению на категории..

Рисунок by Albert Koetsier

Двухтипная классификация на примере коронавируса
Приведу пример, связанный с нынешней пандемией. Допустим, вы хотите создать теорию, объясняющую распространение Covid-19. Вы заметили, что на макроуровне пожилые люди болеют чаще, чем молодые. Поэтому вы предполагаете, что причина коронавируса - старость. Таким образом, вы создаете двухтипную классификацию, согласно которой пожилые заболевают коронавирусом, а не пожилые — нет.

Но такая классификация требует, чтобы заболел каждый в возрасте 60 лет и старше, и не заболел никто из тех, кто моложе 60 лет. Это явно не так, поэтому теперь вы предлагаете несколько объяснений, призванных сохранить вашу теорию: (1) все пожилые люди в конечном итоге заболеют коронавирусом, и (2) все не-пожилые лгут о своем возрасте или болеют обыкновенным гриппом.

«Это же полная ерунда», — скажете вы. «Ни один серьезный исследователь не выдвинет такую глупую теорию». Однако именно с такими псевдонаучными рассуждениями мы сталкиваемся в теории Блэнчарда.

Мою теорию коронавируса легко опровергнуть. Теорию Блэнчарда тоже. Но моя теория не имеет необходимой для выживания поддержки среди геронтофобов (тех, кто ненавидит стариков). А теория Блэнчарда нашла такую поддержку среди трансфобов.
Почему гинефильные трансженщины более склонны возбуждаться от переодевания?
Все же различие, замеченное исследователями, любопытно, и напрашивается вопрос, почему же гинефильные трансженщины чаще сообщают о возбуждении от переодевания, чем андрофильные? Исследователи не дают ответа.

Я полагаю, что это влияние культуры.
Андрофильные трансженщины с большей вероятностью тяготеют к гей-субкультуре, которая, учитывая все обстоятельства, более терпима к переодеванию, чем цисгендерная культура (например, в дрэг-перформансах).

Трансгендерная женщина, которая еще не совершила переход, может получить в этих кругах подтверждение своей женственности, даже если некоторые считают ее мужчиной. Женская одежда и самовыражение все еще могут эротизироваться, но эти чувства рассматриваются в другом контексте и, скорее всего, будут видеться другими как выражение естественной женственности. То есть «ощущение собственной сексуальности» будет рассматриваться не как аутоэротическое извращение, а как естественное выражение женской сексуальности.
Гинефильные трансгендерные женщины, с другой стороны, в прошлом часто пытались жить в качестве цисмужчин и именно таким образом презентовать себя окружающим. Возможно, они полагали, что от этой способности зависят их шансы найти партнершу. Таким образом, их переодевание в одежду другого гендера не рассматривалось другими людьми как выражение их женского «я», по крайней мере, не в эротическом смысле.

Даже если они занимались сексом с женщинами, то часто в роли цисмужчины, а это означает, что их истинный гендер и их реальная сексуальность не утверждались. Вот почему одежда сама по себе может вызвать возбуждение при переодевании в одиночку. В такой обстановке отсутствует реакция других людей, и легче сделать вывод, что такая сексуальность, в отличие от сексуальности андрофильных трансженщин, основана на одном только аутоэротизме, когда на самом деле основное различие находится в социальном и культурном контексте.
Довольно много исследователей предложили схожие социокультурные объяснения различий, наблюдаемых между гинефильными и андрофильными трансженщинами. До недавнего времени гинефильные трансженщины с большей вероятностью совершали переход в более позднем возрасте. Наттброк с соавторами утверждают, что пожилые белые люди склонны скрывать свою гендерно-вариативную идентичность, воспринимая ее как экзотику и связывая ее с физиологическим и эмоциональным возбуждением, что приводит к появлению сексуального возбуждения. Согласно теории защиты идентичности, предложенной Вилом с соавторами, некоторые трансгендерные дети более склонны подавлять свою гендерную идентичность, чем другие, что отчасти объясняет разницу между ранним и поздним началом перехода.

Но все это в сущности не имеет значения. Как отмечают немецкие исследователи, в этом отношении между гинефильными и андрофильными трансженщинами много общего, что отражает реальное разнообразие жизни конкретных трансгендерных людей. Двухтипная модель Блэнчарда не способна охватить это разнообразие.

Процитирую Джулию Серано, трансактивистку и ученую:
Таким образом, систематика и этиология аутогинефилии были опровергнуты, и были предложены альтернативные модели, которые лучше объясняют все имеющиеся данные... Я могу понять, почему когда-то люди находили убедительными подобные, более ранние сексологические теории, такие как «девочки страдают от зависти к пенису» или «мальчики становятся гомосексуалами, потому что у них властные матери». Но наука их не подтвердила. Теорию аутогинефилии следует рассматривать в качестве исторического артефакта, как и ее предшественников.
Теорию аутогинефилии следует рассматривать в качестве исторического артефакта, как и ее предшественников.

Рисунок by Albert Koetsier

Зачем это всё?
У некоторых читателей, следивших за этой дискуссией, наверняка возникнет вопрос, зачем я пишу об этом или почему было проведено это исследование. Мы ведь давно знаем, что теория аутогинефилии ложна, что даже собственные данные Блэнчарда ее опровергают.
Я видел, как «транс-эксклюзивные радикальные феминистки» (ТЕРФ), в том числе называющие себя лесбиянками, снова и снова использовали эту теорию, чтобы представить трансженщин как опасных извращенцев, несмотря на то, что модель Блэнчарда также считает лесбиянок психически больными. Но их не волнует научная ценность теории. Их единственная цель — использовать ее как оружие против трансгендерных женщин.
Блэнчарду удалось создать нарратив, вписывающийся в существующие трансфобные предрассудки. Он дал трансфобным активистам псевдонаучный словарь, позволяющий им выдать свою нетерпимость за науку. Сейчас он активно поддерживает трансфобных активистов в сети.
Пока трансфобы пользуются этой теорией, у нас нет другого выбора, кроме как разбирать их аргументы. Они, без сомнения, снова попытаются незаметно подменить их так, чтобы продолжать называть гинефильных трансженщин извращенцами, а андрофильных трансженщин запутавшимися лесбиянками, но от раза к разу убедительность их доводов только ослабевает.
Немецкое исследование, наряду с работами таких ученых, как Джейми Вил, Чарльз Мозер, Ларри Наттброк и Джулия Серано, также повлияет на направление научных дебатов о трансгендерной идентичности, что, в свою очередь, окажет влияние на отношение систем здравоохранения к трансгендерным пациентам. Это происходит прямо сейчас.
В международном руководстве по здоровью МКБ-11 больше не упоминается «фетишистский трансвестизм» (и никогда не упоминалась «аутогинефилия»). Там говорится о «гендерном несоответствии» как о реальном явлении, которое может потребовать медицинской помощи. Этот диагноз больше не рассматривается как психическое заболевание, а сексуальные фантазии трансгендерных людей не считаются относящимися к делу.
Однако еще есть доктора, застрявшие в старых теориях,
и пройдет время, прежде чем «аутогинефилия» и «трансвеститский фетишизм» перестанут использоваться для гейткиперства и инвалидизации трансгендерных женщин, но все же мы движемся в верном направлении.
Перевод - Анита Йео, редактура – Валя Гринченко

У нас есть чат для близких трансгендерных людей и онлайн-группа поддержки. Присоединяйтесь!
Этот текст подготовлен при поддержке Трансляции
Мы помогаем трансгендерным людям в России: психологическая поддержка, терапевтические группы и чаепития, а также обучение для помогающих практиков.